Ещё сравнительно недавно фраза "Go Mobile!" означала практически «Создайте своё мобильное приложение» для удобного доступа к сервисам и продуктам на мобильных устройствах.
Рано или поздно все компании сферы B2C приходят к решению об увеличении коммуникаций с клиентом через его телефон и Для качественной работы необходимо формировать максимальное количество контактов, причем с позитивным опытом.
Ни для кого не секрет что существует альтернатива простым мобильным приложениям – чат-боты.
И очень часто у компании возникает вопрос "А что и чем лучше или хуже? Какие задачи можно решить с помощью мобильного приложения, а какие с помощью чат-ботов?".
Попробуем сравнить и выявить положительные стороны и первого и второго решения.
- В настоящее время для Android существует более 3 миллионов приложений, для iOS — более 2,5 миллионов и их количество постоянно растет. Тут стоит отметить что Большую часть времени пользователи проводят всего в пяти любимых приложениях и одно из них - мессенджер.
О Преимуществах.
Для пользователей:
- Боты не требуют установки.
Приложение нужно найти, скачать и установить. Это занимает время. А ведь пользователь не всегда даже уверен, что приложение удобно и там есть функции, которые ему нужны. Чат-бота можно просто добавить в мессенджере и сразу пользоваться им.
- Уровень доверия к приложению выше.
Устанавливая приложения от проверенного разработчика и поставщика в самом начале клиент всегда встречается с политикой безопасности и хранения персональных данных. Чат-боты таких соглашений не предоставляют.
- Боты не занимают места на телефоне.
Возможности смартфонов, конечно, постоянно растут. Но ведь никакой памяти не хватит, если постоянно загружать приложения по любому поводу. Многими пользователи пользуются один раз и больше не заходят в них. Чат-боты не занимают память телефона и место на рабочем столе.
- Структурированность данных в телефоне среди приложений.
Перед установкой приложений, в большинстве случаев, клиент смотрит на отзывы, оценивает визуальное оформление и рейтинг. И если всё устраивает, то приложение устанавливается. Отсутствует неразбериха и пользователь знает какое приложение и для чего у него установлено.
- Боты предлагают естественное взаимодействие.
Добавить бота, как добавляют нового знакомого, в список контактов — это простой и естественный шаг. Это может быть очень важным преимуществом для малого бизнеса — люди не будут загружать отдельное приложение небольшого районного салона красоты, фитнес-центра или местного бара, но могут добавить их чат-ботов. Для крупных компаний — «общение» с чат-ботом позволяет человеку почувствовать контакт с брендом, создаёт ощущение персонального внимания.
- Зона комфорта.
При использовании приложения клиент сам выбирает в какой раздел перейти и что посмотреть. Не надо просить «кого-то», чтоб уйти в нужную ему сторону взаимодействия. Часто в приложениях формируются персональные предложения и сохраняется история покупок. Интерфейс приложений более удобный, продуманный и функциональный.
Для владельцев бизнеса:
- Длительность разработки.
Если говорить о подобном функционале, то создание чат-бота для бизнеса будет в среднем однозначно быстрее и дешевле.
Так, разработка простого бота занимает от недели времени.
Приложение разрабатывается как минимум 2 месяца (как правило, от 4). Стоимость, конечно, зависит от ТЗ и сложности, но по факту чат-бот на порядок дешевле.
Существуют сервисы, на которых можно создать чат-бота из шаблона по подписке — то есть, можно запустить его за день и оплатить только стоимость месячной подписки, от $10. Мобильные приложения также могут быть шаблонные и адаптированные под бренд заказчика.
- Уникальность приложения.
Разрабатывая приложение заказчик всегда может быть уверен в его гибкости настройки и подстройки под клиента (темы оформления, пользовательский дизайн, интерфейсы, разделы, уровни безопасности, обеспечивая простоту и комфорт пользования на разных уровнях требований клиентов), учитывая индивидуальные требования и специфику бизнеса.
- Бота не нужно постоянно обновлять, в отличие от приложений.
Чат-боты не требуют обновлений. Мобильные приложения со временем могут перестать поддерживаться на устройствах или будут выдавать ошибки.
- Актуальность приложений.
Возможность обновлять и дорабатывать приложения позволяет поддерживать его актуальность и востребованность. Доработка внешнего оформления, внутренней архитектуры, добавление новых сервисов и функций позволяет, всегда идти в ногу со временем и учитывать мнение пользователей.
И всё-таки они разные.
- Разный функционал
Боты не всегда могут обеспечить весь функционал, который предоставляет приложение.
Скажем, в приложении одного известного такси можно сразу видеть, есть ли свободные машины неподалёку. Чат-бот этого же такси вам такого не покажет. Установив приложение радиостанции, можно одновременно слушать музыку этой станции и смотреть расписание программ, можно свернуть приложение и проверить почту и т.д. В чат-боте вы можете прослушать конкретную композицию, но нет такой свободы.
С другой стороны, например, для службы поддержки естественно использовать чат. При этом, на многие вопросы может ответить чат-бот, и практически незаметно подключить к разговору живого оператора, в случае, если это необходимо, а этот функционал можно настроить и в мобильном приложении.
В ряде случаев чат-бот и приложение отлично дополняют друг друга, выполняя разные функции и охватывая разную аудиторию.
- Разный интерфейс
Интерфейс чат-бота включает графические элементы, но, в целом, он считается разговорным. Поэтому, интерфейс чат-бота интуитивно должен быть ближе и понятнее пользователю, чем графический интерфейс приложения.
Интерфейс чат-ботов является универсальным и они все устроены похоже.
Часто, преимущество действительно будет за разговорным интерфейсом бота — когда в приложении приходится ставить множество фильтров, боту можно просто сказать, что вам нужно.
С другой стороны, создавая приложение, проще выделиться среди конкурентов за счёт броского дизайна.
Кроме того, с помощью графического интерфейса приложений некоторые вещи всё же можно сделать быстрее.
- История сообщений
В чат-боте можно вернуться и посмотреть историю сообщений и сделанные выборы. Например, можно просмотреть товары, просмотренные, но не добавленные в список желаний.
Иногда это может быть полезным.
С другой стороны, если вы обновили контент в чат-боте (например, ассортимент магазина) или сделали небольшой редизайн (поменяли кнопки) — прежние элементы останутся в истории и будут по-прежнему доступны пользователю, что может его запутать. Скажем, пользователь вспоминает, что как-то смотрел наушники. Он возвращается в истории, и может сразу просмотреть итоговую подборку вариантов. Скорее всего, это поможет скорее осуществить отложенную покупку. Однако, если вдруг окажется, что товара больше нет в наличии — клиенту придётся повторить поиск.
Выводы:
1. И чат-бот, и приложение могут быть бесполезными при плохом дизайне или невнимательном тестировании.
И то, и то можно сделать непонятным для пользователя. Когда начался хайп вокруг чат-ботов, их создали огромное количество, пренебрегая этим правилом. Поэтому часть новеньких ботов оказались неспособны справиться с возложенными на них надеждами, и разочаровали пользователей. Но некачественные приложения разочаровывают пользователя ничуть не меньше.
2. Если при заказе приложения возникает вопрос, сделать его на iOS, Android, или кроссплатформенным, то при разработке чат-бота придётся выбирать между Facebook Messenger, Telegram, Viber, Slack, Skype, Kik, Line (и это только ключевые мессенджеры) или также, сделать его кроссплатформенным.
Конечно, существуют критерии, по которым можно определить, что больше подойдёт для вашего бизнеса. Больше всего на это влияет география целевой аудитории, сфера, размер и возраст бизнеса, особенности бизнес-процессов и инфраструктуры компании, покупательского опыта клиентов и конкурентную среду
3. К чат-боту можно подключить Natural Language Processing — обработку естественного языка. Именно обработка естественного языка — самый интригующий момент в чат-ботах и их самое значительное отличие от приложений. Существует два полюса — одни чат-боты отчаянно парсят всё, что вводят собеседники, а другие — ограничивают пользователя, предоставив выбор из нескольких кнопок. Именно с чат-ботами первого типа большой риск, что клиент, обратившись с вопросом, получит ответ «Моя твоя не понимать». Кроме того, подключение обработки естественного языка может значительно повлиять на цену разработки бота (в сторону подорожания). Как всегда, существует золотая середина: например, чат-бот для банкинга сразу спрашивает человека, что его интересует, вместо того, чтобы выдать меню с двумя десятками опций. А потом уже предлагает варианты на кнопочках относительно данной ситуации. Поиск в чат-боте интернет магазина тоже может быть реализован с помощью NLP. Как правило, чат-бот с хорошим NLP вызывает у человека приятное ощущение общения и личного контакта с брендом.
ИТОГ:
Итак, приложение, чат-бот или и то, и другое?
Прежде всего стоит понимать, что и приложение, и чат-бот — это не взаимозаменяемые продукты, а дополняющие друг друга!
— Ни в коем случае не стоит разделять мобильное приложение и чат-бота на «хорошее» и «плохое». Тут стоит понимать, что и у первого, и у второго цель одна – усиление уровня взаимодействия бизнеса и клиента!
- Если вы молодая компания, и на текущий момент отсутствует бюджет на разработку уникального приложения — для начала создайте чат-бота. Он обеспечит вам присутствие в мобильных устройствах и поможет решить множество других задач.
- Если вы крупная компания, начните с разработки приложения с функцией бота и после сделайте чат-бота в мессенджере. Это поможет вам охватить большую аудиторию и обеспечить присутствие в разных каналах коммуникации с клиентами.
Лучшее решение для компании - это сделать оба продукта и дать возможность клиенту выбирать, что ему удобнее и как он хочет коммуницировать с компанией.
Если вы готовы вывести свой бизнес на новый, более совершенный уровень с применением самых передовых решений — оставьте заявку на office@loycult.com или позвоните по телефону +7 (495) 12-88-901, +7 (3412) 901-907, мы с удовольствием поможем.